Каталог

Избранные

ткани и аксессуары

История цвета: желтый



Пожалуй, единственный цвет, несущий лишь негативный характер в христианской символике. Символ позора.



Античность


I

Античность была толератнее к желтому, часто этот цвет выбирался для церемоний и свадеб. В не-европейских культурах – Азия, Латинская Америка - желтый носил, наоборот, позитивный аспект. В Китае желтый был цветом императоров, ассоциировался с властью, богатством, мудростью. В европейской же системе ценностей желтый всегда занимал предпоследнее, перед коричневым, место.

II

Позитивные характеристики желтого, как цвета жизни, солнца, энергии, еще в Средние Века были отданы золотому цвету. Желтому осталось лишь символизировать осень, упадок, болезнь. С течением времени все приобрело более негативный оттенок и желтый стал символизировать предательство, ложь, мошенничество. Даже в семантике зеленого оставались подающие надежду аспекты молодости и удачи. Желтый был однополярно негативным.



Средневековье


III

Еще в средневековых романах отрицательные персонажи часто описывались одетыми в желтое, Иуда изображался с рыжими волосами и с XII века в желтом платье. В желтый красили дома фальшивомонетчиков и одевали на них желтые робы, когда вели на костер. Карикатуры XIX века изображали обманутых мужей в желтых костюмах и галстуках. Логически такое отвержение невозможно объяснить: растительный пигмент, получаемый из красильной резеды был стоек, также как и желтые пигменты, получаемые из шафрана и серного мышьяка. История желтого всегда была словно цензурирована, все главы, посвященные желтым пигментам в книгах красильщиков, находились в конце книг и были самыми короткими. В церковных текстах он никогда не обсуждался, в отличие от других цветов.

IV

Желтый становится цветом, символизирующим остракизм – идея крестовых походов исчерпала себя, власти необходим внутренний враг, с XIII запрещены браки между христианами и иудеями, последних обязывают носить опознавательный знак. Сначала это было желтое колесо – символ скрижалей, затем национал-социалисты в 30ые годы заменяют его желтой звездой Давида.

Во французком много негативных выражений с участием желтого – «желтый» – предатель, «желтый смех» – смех дурака, «желтый цвет лица» – больной вид. Желтый, присутствующий в античных фресках, практически изгнан из живописи XVI-XVII веков. Желтый витражей XII века полностью замещается синим и красным в последующие века.



Наши дни


V

Эта ситуация меняется лишь с 60ых годов XIX века – натурные работы импрессионистов, их интерес к открытиям в оптике, теории основных цветов. Желтый начинает новую жизнь, его открывают и начинают ценить. Не малую роль в этом играет также открытие и применения электричества. Нюанс желтого наиболее полно раскрывается при искусственном освещении.

VI

Появляется символ желтой майки лидера – из-за рекламной компании 1919 Tур дэ Франс, проведенной газетой “L’Auto”, чьи выпуски печатались на желтоватой бумаге. До этого майкой победителя на Тур д’Итали была розовая майка. На протяжении всего времени желтый остается редким гостем в интерьерах, желтых машин меньше, чем остальных. Ювелиры знают, что их клиенты в большинстве случаев отдадут предпочтение белому золоту. Для желтого остается много места лишь в детских рисунках, но с их взрослением ему приходиться покидать и это убежище.